T30 танк

Обзор видео гайд Т30 World of Tanks – это американская ПТ-САУ 9го уровня. Т30 в Мир Танков занимает среднюю позицию среди всех одноуровневых ПТшек. Она как никто другой хороша в городах, а также на открытых местностях и очень полезна при продавливании определенного направления, при поддержки союзных ТТ и СТ.

  1. Оценка ТТХ Т30

Эта американская ПТ-САУ подлежит исследованию различных модулей, после его приобретения: Ходовая часть, Двигатель, Радиостанция (от Т28Prototype) и два Оружия (одно от Т28Prototype). У Т30 плохое бронирование, по сравнение с одноуровневой ПТ-САУ Т95. ПТ демонстрирует отличный разворот на месте и доворот башни, что делает ее самой вертлявой ПТ из имеющихся в игре. Орудия тут уникальные, их приходится выбирать, либо разовый урон, либо урон в минуту. Зоны пробития ПТ-САУ Т30: борты, корма, лоб.

Плюсы:


  • Отличная маневренность и доворот башни;
  • Отличный урон и пробитие брони;
  • Наличие вращающейся башни;
  • Отличная вертикальная наводка.

Минусы:

  • Очень слабая броня корпуса;
  • Медленная перезарядка орудия;
  • Большой разброс;
  • Медленное сведение.

Экипаж:

  • Командир;
  • Наводчик;
  • Радист;
  • Заряжающий;
  • Заряжающий;
  • Механик-водитель.

Экипаж практически аналогичен предшествующей ПТ-САУ 8го уровня Т28 Prototype, следовательно, рекрутируем ещё одного заряжающего, и переучиваем оставшихся пять членов экипажа.

Умения и навыки экипажа:

Выбор умений и навыков для экипажа сугубо индивидуален, как говорится, кому как удобно и у кого под что руки заточены. Подробно опишу командира, т.к. для остальных членов экипажа изучение навыков и умений аналогичное.

Командир: в первую очередь можно взять индивидуальный навык «Шестое чувство» (действует при 100% изучения). Очень полезен, т.к. дает понять в засвете Вы или нет. Далее «Ремонт» (действует при изучении) постепенно увеличивает скорость ремонта. Ещё один общий навык – «Маскировка» и индивидуальный «Орлиный глаз» увеличивающий максимальную дальность обзора. После этого качаем индивидуальные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

Наводчик: «Ремонт» — «Маскировка» — «Мастер-оружейник». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

Радист: «Ремонт» — «Маскировка» — «Радиоперехват». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

Заряжающий: «Ремонт» — «Маскировка».  Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

Механик-водитель: «Ремонт» — «Маскировка» — «Виртуоз». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.


  1. Модули. Дополнительные модули. Характеристика и краткое описание

Топовое оружие у Т30 в Мире Танков уникальное и виной всему – двойственность (разовый урон, урон в минуту). У одного отличная перезарядка, у второго превосходный разовый урон. С этим оружием можно в легкую расправиться с вражескими ТТ и СТ, как в городе, так и на открытой местности.

Важным дополнительным модулем (ДМ) является «Орудийный досылатель среднего калибра». Она незначительно, но ускорит время перезарядки орудия и точность стрельбы, что необходимо Т30. Также очень полезными ДМ будут «Усиленные приводы наводки» и «Улучшенная вентиляция класс 3».

Обязательный набор расходных материалов (расходники) для ПУ-САУ: «Аптечка», «Ремкомплект» и «Огнетушитель».

Видео гайд

  1. Техника игры на Т30


Тактика игры на Т30 очень проста. Т.к. это ПТ-САУ, следовательно, тактика «Засада» либо «Поддержка». Четко определяем направление движения и вперед. Незабываем, что у ПТ-САУ плохая броня корпуса, поэтому по возможности прячемся за холмами и домами.  Главное, чтобы впереди Вас всегда были союзные танки, чтобы не привлекать внимание на себя. При необходимости меняйте место, переезжайте.

Итак, мы имеем отличную ПТшку с хорошей динамикой и маневренностью, с наличием башни у ПТ-САУ, с уникальным орудием, но с плохой броней корпуса.

wot-top.ru

Прокачка

  • Для исследования требуется 145.000 единиц опыта. Предыдущий танк — T28 Prototype;
  • Первым делом изучаем ходовую. Это немного увеличит динамику и позволит устанавливать тяжелое оборудование;
  • Последовательно изучаем предтоповое и топовое орудие. В результате получаем огромную альфу, долгую перезарядку и сведение.
  • Затем исследуется топовый двигатель. Он прибавит немного мощности;
  • Радиостанцию изучаем в последнюю очередь;
  • Для получения элитного статуса необходимо изучить T110E4. Для этого требуется 211.000 единиц опыта.

Обзор

Навыки и умения экипажа

Ускоряем перезарядку орудия

100% экипаж + Досылатель + Улучшенная вентиляция + Боевое братство = 17,33 сек
100% экипаж + Досылатель + Улучшенная вентиляция + Боевое братство + Ящик колы = 16,61 сек

Как играть

Основа игры на T30 — это использование по максимуму неровностей карты и различных объектов, скрывающих ваш хлипкий корпус. Крепкий лоб башни и отличные углы вертикальной наводки позволяют раздавать урон не получая его в ответ.

Выкатился, подставил башню, свелся, дал урон и закатился обратно на долгую перезарядку. Если таким образом грамотно танковать от башни то можно не только сдерживать превосходящие силы врага, но и штурмовать тяжело укрепленные редуты противника.

Историческая справка

t30_guideT30 разрабатывался параллельно с Т29. Основные отличия заключались в установке двигателя воздушного охлаждения Continental мощностью 810 л.с. вместо Ford и 155-мм пушки Т7 вместо 105-мм.

В башне монтировался досылатель выстрелов раздельного заряжания. Остальные характеристики Т30 были аналогичны Т29 за исключением следующих: боевая масса — 144 500 фнт, боекомплект — 34 выстрела, максимальная скорость — 26,6 км/ч.

tankistador.ru

T30 в игре


Исследование и прокачка

ПТ-САУ T30 исследуется на T28 Prototype за 145 000 Опыт.

  • Орудие 120 mm AT Gun T53{ «type»:»Орудие», «mark»: «120 mm AT Gun T53», «data»: { «Уровень»: «X», «Пробитие»: «248/297/60 мм», «Урон»: «400/400/515 ед», «Средний урон в минуту»: «2476/2476/3188 ед/мин», «Скорострельность»: «6.19 выстр/мин», «Время перезарядки»: «9.7 с», «Разброс»: «0.39 м/100м», «Сведение»: «2.3 с», «Вес»: «2790 кг», «Цена»: «250000» } }. При открытии Т28 Prototype обойти его было нельзя, оно устанавливается на стоковую ходовую но в таком случае не влезает дополнительное оборудование, и с ним можно комфортно играть до момента установки топового орудия.

  • Ходовая T84E38{«type»:»Шасси», «mark»: «T84E38», «data»: { «Уровень»: «IX», «Макс. нагрузка»: «69.05 т», «Скорость поворота»: «22 гр/сек», «Вес»: «10000 кг», «Цена»: «60000» } } позволит установить топовое 155мм и предтоповое 120мм доставшееся нам от T28 Prototype орудие,а также дополнительные модули. Улучшает манёвренность. С ней закружить Т30 будет сложнее.
  • Орудие 155 mm AT Gun T7{ «type»:»Орудие», «mark»: «155 mm AT Gun T7», «data»: { «Уровень»: «X», «Пробитие»: «276/320/90 мм», «Урон»: «750/750/950 ед», «Средний урон в минуту»: «2145/2145/2717 ед/мин», «Скорострельность»: «2.86 выстр/мин», «Время перезарядки»: «21 с», «Разброс»: «0.37 м/100м», «Сведение»: «2.9 с», «Вес»: «3371 кг», «Цена»: «335000» } } обладает большим разовым уроном и бронепробитием, как и подобает ПТ-САУ IX уровня. Расплатой за это является низкая точность, скорострельность и время сведения.
  • Двигатель Continental AV-1790-5{«type»:»Двигатель», «mark»: «Continental AV-1790-5», «data»: { «Уровень»: «X», «Мощность»: «860 лс», «Вероятность пожара»: «20 %», «Вес»: «569 кг», «Цена»: «100000» } } — небольшая прибавка к мощности.

  • Рация SCR 528{«type»:»Радио», «mark»: «SCR 528», «data»: { «Уровень»: «X», «Дальность связи»: «745 м», «Вес»: «80 кг», «Цена»: «54000» } } увеличит дальность связи более чем на 300 метров.

Боевая эффективность

До обновления 0.7.2 Т30 являлся тяжелым танком 10 уровня США и был первым тяжем, у которого разовый урон был сопоставим с уроном ПТ-САУ. Сейчас же Т30 представляет из себя некую альтернативу Т95. У него лучше скорость, у него имеется вращающиеся башня, и у него есть почти тоже самое вооружение. Но T30 — по сути своей, является тяжелым танком, с броней средних танков и орудием ПТ-САУ. Благодаря высокому разовому урону размен выстрел-на-выстрел почти со всеми тяжелыми танками выгоден для Т30. Однако, из-за невысокой точности и времени сведения стрельба на дальних дистанциях неэффективна, а на ближних — из-за слабой брони — противопоказана.

Оптимальной тактикой является поддержка союзных тяжелых танков в борьбе с тяжелыми танками противника. В таких перестрелках можно выждать момент, когда враги на перезарядке, выкатиться из-за угла, выдать полный урон и спрятаться, не получив урона в ответ.

Ввиду плохой подвижности, медленного поворота башни, откровенно слабого бронирования корпуса и долгой перезарядки Т30 крайне беззащитна для всех атак, начиная от САУ и заканчивая легкими танками. Отчасти поэтому следует держаться союзников.


Одна из хороших тактик на T30 — это использование рельефа и объектов карты для защиты корпуса. В плюсах у T30 есть то, что углы вертикальной наводки очень и очень высоки, а это позволяет стрелять из-за холмовбарханов, высунув только одну башню. Несмотря на то, что командирская башенка велика и легко пробивается, она дает рикошеты и в нее сложно попасть, если Т30 постоянно находится в движении, например вертит башней, или качается вперед-назад.

Стоит также сказать пару слов и о 120-ти миллиметровом орудии. Некоторые играют с ним, так как у него выше урон в минуту и лучше скорость сведения. Небольшой разовый урон и большая скорострельность уменьшают цену единичного промаха/непробития/рикошета. Недостаточная пробиваемость может в ряде случаев компенсироваться использованием подкалиберных снарядов. И все же большая часть игроков катаются со 155-ти миллиметровой пушкой, так как именно она имеет большую точность и является отличительной чертой Т30 от других тяжелых танков, как и вращающаяся башня — от ПТ-САУ.

Экипаж

На Т30 шесть членов экипажа, как на тяжелом танке — после Т28 Protorype надо искать еще одного заряжающего. На Т110Е4 радиста уже не будет, но второй заряжающий останется.

Т30 является переходной от низкоуровневых ПТ-САУ к высокоуровневым. Отличие в том, что вместо Маскировки на первый план выходит Ремонт — у всех врагов достаточно высокий обзор, а коэффициент незаметности Т30 и последующей за ней Т110Е4 меньше, чем у предыдущих машин в ветке. Взамен дается более толстая броня башни и (на Т110Е4) корпуса. Учитывая точность пушки, чаще придется бороться в ближнем бою, где маскировка совсем ни к чему.


Таким образом, первым навыком выбирается Ремонт или всем членам экипажа, или всем, кроме командира, который изучает Шестое чувство.

Из индивидуальных навыков изучается:

  • Командиру — Шестое чувство, или Орлиный глаз при активных боях под огнем САУ, Мастер на все руки
  • Наводчику — Плавный поворот башни, или Снайпер, или Мастер-оружейник
  • Механику-водителю — Виртуоз, Плавный ход, или Король бездорожья, либо Чистота и порядок
  • Радисту — Радиоперехват
  • Заряжающим — Отчаянный одному, Бесконтактная боеукладка другому. Эффект от этих навыков не суммируется, поэтому целесообразнее выучивать каждый из них лишь одному заряжающему.

Вторым-третьим навыком всеми членами экипажа изучается или Маскировка, или Боевое братство. Боевое братство лучше изучать, если на машину установлена Улучшенная вентиляция.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

Т30 — ПТ-САУ, основной функцией для нее является стрельба и нанесение урона. Поэтому из оборудования ставится все, что улучшает характеристики орудия: улучшенная вентиляция, досылатель и усиленные приводы наводки.

Набор снаряжения стандартный: ремкомплект, аптечка и огнетушитель, малые или большие.

Боекомплект топового орудия состоит из 34 снарядов. Оптимальным отношением будет 2/3 обычных снарядов к 1/3 подкалиберных, и 2-3 осколочно-фугасных на всякий случай. Бронепробитие у орудия большое, и при должной сноровке можно и вовсе обходиться бронебойными. Обычно на бой как раз и хватает 20 снарядов, не более.

Если же используется 120 мм пушка, то подкалиберных снарядов должно быть больше, в зависимости от возможностей игрока. В среднем, они должны занимать от 1/3 до 1/2 боекомплекта.

Известные проблемы

Несоответствия историческому прототипу
  1. Разрабатывался как тяжелый танк
  2. Мощность двигателя была 810 л.с., а не 860.
  3. Максимальная скорость — 16,5 миль/ч, и это 26,6 км/ч, а не 35 км/ч.
  4. На T30 устанавливалось только орудие T7. Танк с установленным 105-мм орудием имел маркировку T29, а с 120-мм орудием — T34.

Галерея скриншотов

Оценка T30

История изменений

Историческая справка

Тяжелый танк T30. Этот танк разрабатывался параллельно с Т29. Основные отличия заключались в установке двигателя воздушного охлаждения «Континенталь» мощностью 810 л.с. вместо «Форда» и 155-мм пушки Т7 вместо 105-мм. В башне монтировался досылатель выстрелов раздельного заряжания. Характеристики Т30 были аналогичны Т29 за исключением следующих: вооружение — одна 155-мм пушка Т7, боевая масса — 144 500 фнт, боекомплект — 34 выстрела, максимальная скорость -16,5 мили/ч, двигатель — «Континенталь», 810 л.с.

Поскольку история танков Т28,Т29,Т30,T32 Т34 и других неразрывно и тесно связана, то предлагаю окунуться в мир их создания : Последние тяжелые танки.

Фотографии и рисунки

wiki.wargaming.net

Вступление

В данной статье мы познакомимся с тяжелым американским танком «Т30», который является тяжелым танком 10-го уровня американской ветки и обладает самым мощным орудием среди всех тяжелых танков. Оно обладает такой же прекрасной бронепробиваемостью как и великолепное 152-мм орудие «БЛ-10» и существенно превосходит топовое орудие (150мм KwK 44/L38) монстра по имени «Е-100» по бронепробиваемости — 276-мм против 235-мм немца. В общем, поговорим мы о тяжелом танке высочайшего уровня, который обладает самым высоким показателем разового урона и является незаменимым танком поддержки в клановых боях.

Американский тяжеловес с нокаутирующим ударом

Орудие

Неудивительно, что начнем мы наш обзор именно с анализа орудия, установленного на «Т30», поскольку это одно из самых грозных орудий в игре, орудие способное валить с одного удара таких крепышей как «VK3601H» и «КВ-3», уничтожать «ИС-7» с пары попаданий (а иногда и уничтожать с одного попадания) ломать лобовую броню таких «бронтозавров» как «Е-100» и «Маус». В общем, орудие очень мощное, обладает средней точностью, отличной бронепробиваемостью, но низкой скоростью сведения низкой скорострельностью.

Вам будет очень непривычно первое время после боев на «Т-34» привыкать к медленному 155мм орудию «Т-30». Ведь у «Т-34» орудие обладает отличной скорострельностью, позволяя один на один быстро разбирать «ИС-4», хотя иногда бой с ним бывает очень трудным, но вот на «Т-30» для «ИС-4» настают ужасные времена. Причем, даже низкая скорострельность не спасает врагов, но только если вы не лезете на рожон, а действуете как ПТ-САУ, вытягивая врагов на себя, обороняясь и отступая. Вообще первое приятное впечатление от «Т-30» было у меня от встречи с «ИС-4», который, завидев меня, начал панически пятится назад, ища укрытия. Это было несколько удивительно, я ведь так привык к наглому и беспардонному поведению четвертых «ИСов», которые, благодаря своей сверхмощной броне, могут смело подставлять борта и даже корму, под огонь большинства вражеских танков и не нести особого урона при этом. То ли дело, когда к нему на встречу выезжает наш грозный американец, тут в пору паниковать, так как одно попадание это верное пробитие и 40-50% урона (в случае критических попаданий снимает и по 60-70%). И это, конечно, не может не радовать, одно «но», перезаряжаемся мы медленно и скорость полета снаряда ниже, чем у 122-мм орудия установленного на «Т-34», поэтому нам нужно время на перезарядку, когда нам нужно отступить, желательно в укрытие, до тех пор, пока не будем готовы сделать следующий выстрел. А, относительно, низкая скорость снаряда не позволяет точно стрелять по быстроидущим целям (то есть в «Лео» или «Т-50-2» попасть будет не просто, хотя одного попадания будет достаточно). Самое главное и самое приятное это то, что о нас никто просто так не уходит. Любая встреча с нашим бронебойным снарядом, почти всегда оставляет у противника массу приятных воспоминаний, поэтому один на один редкий смельчак рискует лезть к нам лоб в лоб. Этим и нужно пользоваться и всегда помнить, что у нас весьма слабая броня корпуса и лезть в ближний бой не стоит с танками, которые ниже нас, а таких большинство.

Броня

Глядя на характеристики бронирования американского тяжа, первое, что должно привлечь ваше внимание, это слабое как для ТТ бронирование корпуса – 102-мм на лбу и 76-мм по бокам. Поэтому корпус надо прятать от вражеских глаз, как арабы под чалмой прячут своих жен от похотливых взглядов соседей. Лучшая тактика здесь – это найти укрытие, которое позволит укрыть корпус и, выставив свою «чугунную» башню, – безнаказанно палить в противников. В таком положении «Т-30» способен долго удерживать наступление 3-4-х тяжей соперника, а СТ вообще разбирать на гаечки и винтики, особо не утруждая себя прицельным огнем в их слабые места. Если же с вами мудрые и верные союзники, которые понимают, какую роль вы играете и как важна для ваш поддержка, тогда атака на позицию, которую удерживает «Т-30» вместе с союзниками, оборачивается для соперников настоящей мукой. Даже если вас обложили 4 топ-тяжей и пара топовых СТ, при поддержке всего одного ТТ 9-10 уровня и более-менее толковой ПТ-САУ, вы можете успешно их одолеть, придерживаясь оборонительной тактики в условиях городского боя – то есть не лезете в атаку, в лоб бьете по слабым местам, а если враг подставляет борта, то незамедлительно бить в ходовую и сбивать гусеницы и не дать противнику уйти в укрытие. То есть ваши союзники должны понимать, что важно сбить гусеницы идущему в атаку тяжу, например, ИС-7, чтобы вы имели возможность прицелиться ему в уязвимое место и нанести существенный урон, после чего его дальнейшее продвижение потеряет всякий смысл.

При встрече практически с любым СТ, кроме французов, можно спокойно лезть в ближний бой – пробиваем мы их везде, только «Т-54» отличается крепкой башней. А вообще лучше их встречать заранее, первым снарядом подбить, вторым уровнять, а третьим окончательно разрешить спор. Такого набора из трех точных попаданий хватает любому топовому СТ, но при встрече с французом лучше всего бить в корпус, в места расположения двигателя, чтобы сбить скорость и не дать ему зайти к вам вплотную. Так вы сможете уйти от ужасной серии из 6-ти выстрелов, которые наш «картонный» корпус совсем не хочет держать, а потому и не стоит нам рисковать. Возможно, в следующем патче обнаглевших и забывших слово «баланс» французов немного утихомирят, но пока лучше работать от обороны, тем более что мер по правке баланса от разработчиков иногда приходиться ждать очень долго. А ведь как обидно, когда француз первым попаданием бьет тебе гусеницу и последующими пятью почти полностью разбирает наш танк, пока мы перезаряжаемся, таких ситуаций лучше всего избегать (правда, если союзники умом не блещут, тогда приходится рисковать). Установка досылателя и вентиляции даст нам небольшой прирост к скорострельности, но вместо вентиляции лучше поставить мокрую боеукладку, так как американцу часто повреждают именно ее, что в комбинации с нашей заоблачной скорострельностью делает танк легкой мишенью почти для любого соперника, с которым нам приходится встречаться.

Вообще, я бы расценивал «Т-30» либо как танк поддержки, либо как ПТ-САУ, у которых как раз главная задача именно поддержка. И наибольшую боевую эффективность американец показывает, когда действует как ПТ, то есть бьет из засады и держит дистанцию, работая по засвету (наверное, поэтому разработчики решили перевести «Т-30» в разряд ПТ-САУ). Хотя важно помнить, сеть такому огромному танку как «Т-30» мало что дает, лучше ищите кусты погуще и камень побольше или здание рядом, чтобы в случае засвета спрятаться и избежать возмездия. Учтите, желающих вам отомстить будем масса, ведь любая встреча с вашим снарядом, почти всегда означает приличный урон и это никому не нравится. Хотя на коротких дистанциях все же боятся больше чем младшего собрата «Т-30» — «Т-34», потому что он очень быстро стреляет, и может быстро разбирать средние танки, ПТ-САУ и тяжей ниже 8-го уровня. Собственно эта скорострельность многих донимает, потому они в первую очередь стараются избавиться от «Т-34», чем от вас, поскольку от вас ответа ждать намного дольше, чем от вашего младшего брата. Ну что же и этим надо пользоваться, используя это время для перезарядки и прицеливания, ведь точный выстрел означает огромный урон, а промах – долгую перезарядку, дорогой снаряд, улетевший в никуда и хороший шанс для противника дать по вам серию выстрелов, пока вы перезаряжаетесь. То есть один на один, ваш танк менее опасен чем «Т-34» (при условии борьбы с танками одинакового уровня), но более опасен в комбинационном бою, при поддержке союзников и на больших дистанциях. Наиболее эффективен танк при использовании во взводе, где каждый четко знает свою роль и там сверхмощное орудие «Т-30» стает весомым аргументов, в то время как недостатки брони нивелируются, когда вас закрывает собой верный союзник типа «Е-100».

Прочие характеристики и модули

Остальные показатели – скорость, дальность связи, маневренность сопоставимы с «Т-34», поэтому вождению особо переучиваться не придется. Все те же повороты корпусом, для принятия урона на гусеницы, также работают здесь, как и в случае с «Т-34», правда я заметил одну особенность – при схожих характеристиках бронирования, снаряды от лобовой брони корпуса немного чаще рикошетят, чем от «Т-34» (или чаще проходит пробитие без урона). Наверное, разработчики несколько изменили вероятности пробития для данного танка, чтобы хоть немного выровнять шансы на победу для «Т-30» с его «картонной» корпусной броней. В любом случае, имеет смысл использовать противоосколочный подбой, так как он увеличивает надежность ходовой части. Что в свою очередь значит, что используя маневры корпусом, то есть, немного подворачивая корпус и подставляя под удар одну сторону ходовой, потом вторую, мы сможем ловить один-два попадания на каждую гусеницу либо вообще без урона, либо с частичным его погашением. Без подбоя урон будет проходить чаще, гусеницы будут слетать чаще, чаще будет происходить критическое повреждение модулей фугасами, и больший урон будет наноситься от огня вражеской артиллерии. Поэтому установка подбоя имеет смысл для этого танка, как и для всех американцев в тяжелой весовой категории, которые, традиционно, отличаются слабым бронированием корпуса.

Печально только то, что установить мы можем всего три модуля, и наиболее важные и первые что стоит ставить, это «досылатель» и «подбой» и/или «мокрую боеукладку». То есть у нас в резерве всего одно место под модуль, а так как наше орудие отличается очень долгим сведением и достаточно средней точностью, то нам очень нужен будет модуль, который позволит быстрее целиться. Соответственно у нас на выбор либо «стабилизатор вертикальной наводки» или же «усиленные приводы наводки». Первый модуль позволяет точнее стрелять на ходу и при повороте башни, а второй позволяет быстрее сводиться после остановки. Учитывая специфику нашего орудия и стиля боя, мы не можем как «Т-34» влететь и набросать болванок на ходу во вражеского тяжа, просто потому что у нас элементарно не хватает скорострельности. А посему тактика «выстрелил-отступил» для нас наиболее приемлемая, а потому усиленные приводы наводки будут здесь более уместны. Впрочем, у вас может быть свой выбор излюбленных модулей, тем более что экипаж с 2-мя изученными умениями отлично справляется как с задачами сложного маневрирования, так и с задачами ведения прицельного огня. Также учтите, что разработчики обещали ввести навыки, которые позволят сделать стрельбу более точной и без использования специальных модулей. Если авторские обещания подтвердятся, тогда можно будет обойтись и без модулей усиливающих снайперские способности танка, например, поставить модули увеличивающие живучесть танка – «заполнение баков углекислым газом», «мокрую боеукладку», и «противоосколочный подбой». Также можно будет поставить, например, универсальный модуль «вентиляция», который однозначно будет полезен во всех отношениях.

Перевод в разряд ПТ-САУ

Вообще перевод данного танка в разряд ПТ-САУ будет весьма загадочным решением, хотя и имеющим определенный смысл, вызывает вопросы следующее — как авторы собираются сделать такой огромный танк настолько же малозаметным как стандартные ПТ? Сколько урежут ему запаса прочности и претерпит ли изменения его орудие? Однозначно можно сказать только то, что уровень прочности будет снижен на 20-30%. То есть его прочность будет где-то в рамках 1650-1750HP (health points). Что значит, что при встрече с французами можно будет рассчитывать только на маскировку и ранее обнаружение соперника, хотя у меня все же таится надежда, что наше орудие сделают немного скорострельнее, дабы компенсировать сниженный запас прочности танка (или уже почти ПТ-САУ).

Тактика

Как вы уже успели понять, тактика «Т-30» немного отличается от аналогичной у «Т-34», но все же по основным показателям схожая. То есть не надо лезть на рожон, только если вы не уверены в том что там всего один танк соперника, а если это ТТ высокого уровня, тогда ваш запас прочности на этот момент боя должен быть выше чем у противника. Самая эффективная тактика, это поддерживать атаку союзников, стреляя из второго и третьего ряда. В клановых боях эта тактика себя уже давно зарекомендовала как успешная, если же вы постоянно играете в произвольных боях, тогда действовать нужно немного по-другому. Обычно тяжи на «Т-30» занимают одну излюбленную позицию и ждут подхода противника, а если ход боя складывается в их пользу, только тогда идут в атаку. В городских боях дело обстоит немного проще, там можно занять одно направление и с помощью одного-двух союзников его удерживать. При этом, увидев дыру в обороне, можно стремительно заходить во фланг и быстро отступать. При этом даже если за нами погонится соперник, мы успеем его встретить еще одним залпом, после чего благополучно скроемся в переулке, дожидаясь перезарядки.

Используя такую тактику, мы становимся наиболее эффективными, так как заставляем самые бронированные цели подставлять нам уязвимые борта, главное удерживать дистанцию, так как подход к нам в «клинч» «ИС-7» для нас не несет ничего хорошего – пробить в башню мы его толком не можем, а корпус для нас недосягаем из-за разной высоты танков. При этом тактика одиночных фланговых ударов приносит огромную пользу команде и много опыта и кредитов нам (правда стоимость ремонта и снарядов их почти всегда съедают). Поскольку каждый удар несет существенный урон, редко когда даже таким монстрам как «ИС-7» удается отделаться 20% понесенного урона от одного попадания, обычно мы снимаем одним попаданием не менее трети запаса его прочности, а танкам девятого уровня и вовсе снимаем сразу половину. Поэтому любой удар «Т-30» это практически всегда ощутимый урон, с которым не сравнится большая часть орудий в игре. Даже французам далеко не всегда дают встать и сделать свои четыре залпа для тяжей и тем более шесть залпов для средних танков французов. А вот мы можем быстро выехать, быстро ударить и быстро отступить, при этом наш урон от одного попадания примерно равен двум попаданиям с орудия «С-130» (устанавливаемого на «ИС-4», «ИС-7»). При встрече с ПТ-САУ, при условии обоюдной видимости, мы чаще всего после первого  же залпа оставляем у них только одно желание – быстрее отступить. Тот же грозный «Фердинанд» после пробития уползает с 20% здоровья и старается больше в атаку не лезть, и тем более «ИСу-152», которую даже «Т-34» прекрасно пробивал в 90% случаев, мы пробиваем практически всегда. При встрече с американской ПТ-САУ «Т-95» нужно целить в уязвимые места в области нижнего броневого листа с внутренней стороны от расположения гусениц, а при встрече с «Объект 704» нужно целить в верхнюю часть корпуса, расположенную чуть выше орудия. Туда легче попасть, нежели в нижний бронелист, а пробиваемость там очень высокая, даже пушки 6-7-го уровня уверенно пробивают эту ПТ туда. Все средние танки мы пробиваем уверенно, но в лоб башни лучше не бить со средних и дальних дистанций, так как очень часты рикошеты, лидер по которым «Т-54», лучше всего целить в корпус – пробиваем однозначно, даже несмотря на великолепные углы расположения брони у «Т-54» (55-600). А лучше всего бить средние танки в передний каток, то есть в область ходовой части – так и урон проходит и противник теряет подвижность, а нам только это и надо, чтобы перезарядится и дать последний или предпоследний залп по нему (3-=х пробитий любому среднему танку хватает). Больше всего стоит опасаться французские тяжелые танки высокого уровня, ведь у нас нет такой брони как у «Е-100» или «ИС-7», а потому лезть на них не стоит. Во-первых, они легко пробивают нас в корпус, во-вторых они также легко от нас уйдут, используя преимущество в скорости. Поэтому при встрече с таким французом делайте залп в корпус или гусеницу и уходите за укрытие, так есть шанс, что он хоть раз промажет и еще раз попадет либо в башню, либо в ходовую, где есть вероятность погашения урона. К тому времени мы перезарядимся и отвесим «фужеру» заслуженную оплеуху. Хотя надо признать, что на данный момент (версия 0.7.1.1.) французы высокого уровня вышли за рамки баланса и то, что они творят, не столько мастерство, сколько банальные недочеты игры, которые и позволяют им вести себя настолько нагло. Смотрите сами, топовый тяж французов имеет 100мм лобовой брони корпуса и 170мм лобовой брони башни, при этом башня часто выдает рикошеты из-за рациональных углов расположения брони. То есть он нам почти не уступает в защищенности корпуса, но в ответ на один наш выстрел с 750 единицами среднего урона, выдаст 4-ре с общей суммой урона в 1600 единиц и бронепробиваемость его орудия базовым снарядом всего на 9мм ниже (!), чем у нас, спросите себя за кем преимущество? Ответ ясен, а потому нам нельзя стоять и давать ему в нас безнаказанно палить, а посему маневр наш главный друг. А ведь француз имеет очень слабую боковую, и потому уйти из «клещей» за счет брони как «ИС-7» или «Е-100» он вряд ли сможет, главное первым делом сбить ему гусеницы. И не стесняйтесь действовать против французов как «большой американский партизан», им ведь не совестно постоянно использовать тактику наглой французской крысы, тогда отчего же нам стесняться? В общем встретили француза высокого уровня на ТТ, включили тактику «BAP» (Big American Partisan – Большого Американского Партизана), со временем вам эта тактика так понравится, что, возможно, вы с успехом будете применять ее на других танках противника.

Главное всегда помните, наше главное оружие – это орудие, мощная башня и маневренность. Поэтому не стесняйтесь отступать, использовать укрытия и атаковать с фланга. Ведь у нас такое орудие, что мощь одного его выстрела сопоставима с четырьмя выстрелами из советской 100-мм пушки «Д10-Т» или с шестью выстрелами из 75-мм немецкой «KwK 45 L/100».

Доходность

Если говорить о тяжелых танках 10-го уровня, то более уместно применять слово «убыточность», но мастерство решает все, и с премиум-пакетом вы можете копить деньги даже на тяжах самого высокого уровня, несмотря на их высокую затратность. Увы, это так, очень дорогой ремонт (до 30 000), дорогие снаряды (1650 «серебра») и каждый бой по 3-6 тысяч на снаряжение. В среднем сумма затрат колеблется в рамках 40-50 тысяч, если не брать в расчет «легкие» бои когда и вы и команда настолько хороши, что по вам почти не попадали (т.е. нет затрат на ремонт и снаряжение) и каждый ваш снаряд ложился в цель и тем самым окупал свою стоимость. Но не все так плохо, дело в том, что снаряды с таких грозных пушек как наша, имеют огромный урон и потому наносят существенный вред противнику, что выражается потом в массе кредитов за бой. В случае успешного боя без премиум-пакета мы выходим либо в нули, либо в небольшие плюсы, ну а с премиум-аккаунтом можно уверенно по 15-20 000 за бой зарабатывать, но при условии, что вы умеете играть и у вас про запас есть хороший взвод. В этом случае, огромные цифры в 50-70 тыс. за бой общего дохода станут для вас привычными (прошу не путать с чистым доходом – то есть доходом за вычетом затрат).

Заключение

В данной статье мы вкратце рассмотрели главного нокаутера среди тяжелых танков десятого уровня – «Т30». И хотя этот танк не обладает внушительными значениями бронирования корпуса, зато он имеет хорошие показатели маневренности и скорости, хорошо защищенную башню и очень мощное орудие, которое так не любят соперники.

artemthedevastator.wordpress.com

Здраствуйте!
Рассмотрим Т30 в Роли ПТ-САУ девятого уровня, обладающая вооружением аналогичным T95, в отличии от которой имеет сравнительно лучшую подвижность, башню, но слабое бронирование корпуса.

I. История.

Изображение

Историческую справку данного танка в роли ПТ я не нашёл, так что довольствуемся чем есть.
Но не будем зацикливаться на истории и сразу же перейдем к игровым параметрам.

II. Игровые параметры.

ТТХ танка (сток/топ).

	 			1650			 Прочность (HP.) 	   64,05 | 69,05		 Предельная масса танка (т.) 	   63,49 | 64,45		 Масса танка (т.) 		 800 |  860		  Мощность (л.с.) 			35			   Максимальная скорость (км/ч.) 		  20 | 22			Скорость поворота (град./с.) 		 102|76|51		   Бронирование корпуса (мм.) 		279|127|102		  Бронирование Башни (мм.) 		  63 | 34			Боекомплект (шт.) 	 240-400 | 563-938	   Урон базовым снарядом (HP.) 	 149-248 | 207-345	   Бронепробиваемость базовым снарядом (мм.)    6,59-8,11 | 2,86-3,28	Скорострельность (выстр./мин.) 		 1,7 | 2,9		   Время прицеливания (с) 		   380			   Обзор(м.) [Экипаж 100%] 		 395 | 745		   Дальность связи (м.) 		 3 570 000		   Цена в магазине (сер.) 

Дерево исследований.
Изображение

Танк радует отличным разворотом на месте+доворот башни(что делает нас самой вертлявой ПТ), вариацией выбора орудия, выбираем либо Альфа-дамаг либо Урон в минуту(что делает этот танк по своему уникальным), частенько попадаем в топ, удачный бой с П.А. приносит в среднем нам прибыль в размере 25-30 т.сер. чистыми.  


Экипаж.

Изображение

Если вы приобрели данный танк через прокачку Альтернативной Ветки ПТ-САУ Америки, то с Т28 Prototype при переобучении экипажа понадобится 100 000 серебра при этом экипаж будет прокачан на ~90-91%, либо потратим 1 000 золота и приобретем 100% экипаж, плюс одного члена экипажа(заряжающего) на придёться рекрутировать (20 000 сер. 75%)(200 золота 100%)

Плюсы и минусы Т30.
Плюсы:
+ Неплохая манёвренность + доворот башней.
+ Хороший Урон и Бронепробиваемость орудия(155mm).
+ Наличие Башни(уже не так страшны нам враги заехавшие в корму).
+ ДПМ(120mm орудия) .
+ Углы вертикальной наводки.

Минусы
— Слабая Броня корпуса(худшая среди всех ПТ 9-го уровня).
— Очень медленная Перезарядка(155mm орудия)[3выс./мин. ~ 19,18 сек.].
— Приличный разброс и сведение(но что бы это компенсировать будем ставить модули)


III. Модули.


Ходовая
T84E38   
Макс.Нагрузка 69,05 т.   
Скорость поворота 22 град/сек.  

Лучшая ходовая среди ПТ 9-го уровня, отлично что у нас есть разворот на месте.
Выручает нас в сложных ситуациях.


Движок
Continental AV-1790-5
Мощность двигателя (л.с.) 860
Вероят. пожара 20%  

Горим не часто, но бывает.
В гору забираемся не самыми последними. быстро набираем предельную скорость.


Радиостанция
SCR 528
Дальность связи (м) 745.

Лучше чем у советов и немцев, идентична французам.


Башня
Бронирование (лоб/борта/корма в мм) 279/127/102
Скорость поворота (град/сек) 18
Обзор (м) 380

Лоб башни, да и наличие самой башни наша гордость на этом танке(с дальних, средних дистанций пробить очень сложно, нас как ПТ стало сложнее закрутить и если кто зашел в корму, мы сможет отбиваться)


Орудие
120 mm AT Gun T53
Изображение
Изображение
Альтернатива альфа-дамагу, Хороший ДПМ(Урон в минуту), более лучшее сведение, более быстрая перезарядка, но хромает пробиваемость в сравнении c 155mm.

155mm Gun T7
Изображение
Изображение

Альфа-дамаг не может не радовать, пробиваемость на Ура, но вместе с этим мы имеем очень долгую перезарядку и сведение.


IV. Дополнительные модули. Расходные материалы. Скилы экипажа.

Наверху я сделал голосование по модулям и расходникам. Выбираем наиболее понравившуюся комбинацию и голосуем.
Те, кто не может определиться с выбором — смотрим результаты голосования.

Лично мой выбор это:
1. Улучшенная Вентиляция Класс №3.
2. Орудийный досылатель крупного калибра
3. Усиленные приводы наводки.

Скилы Экипажа, мой выбор:


V. Схема бронирования.

Нашёл только такую картинку. Надеюсь она будет кому-нибудь полезна.


VI. Тактика.
Т30 с очень слабым бронированием, поэтому если вы один и помощи ждать не приходится, то используем естественные укрытия(холмы), благо УВН позволяют показывать противнику только башню, если же есть поддержка то стараемся не привлекать на себя внимание, и прячемся за более бронированные танки союзников, перезарядка у нас очень медленная с орудием 155mm, поэтому думаем куда будем отступать после выстрела, с орудием 120mm стараемся заехать в борт/корму ибо пробиваемость у этого орудия не ахти.

==========================
Изменения в связи с выходом патча 0.8.0:

  • Максимальная скорость движения назад изменена с 12 км/ч на 10 км/ч.
  • Время перезарядки орудия 155 mm AT Gun T7 изменено с 20,3 до 21 сек.

Вот вроде бы и всё.
Использованы материалы из ru.wikipedia.org (сайт-энциклопедия).
Если у вас есть какие-либо замечания по этой работе, то напишите мне, и я всё исправлю/доработаю.

Удачных Боёв!:Smile_honoring:

Сообщение отредактировал Guider: 27 сен 2012 — 20:45

forum.worldoftanks.ru

В воскресенье, 17 июля 2016 года, исполнится 75 лет с того дня, когда было принято решение о выпуске малого танка Т-30. Машина это по целому ряду причин осталась почти неизвестной. Рождённая в самое сложное для страны время, она оказалась в тени «старшего брата» в лице Т-40 и «младшего брата» в лице Т-60. Более того, первое время этот танк тоже официально носил обозначение Т-60, что заметно усложнило учёт таких машин, особенно в боевых сводках. Затерявшийся на фоне почти 6000 выпущенных «настоящих» Т-60, этот танк, тем не менее, сыграл свою, весьма важную роль на полях сражений осенью и зимой 1941 года.

Первый с индексом Т-60

Сразу после начала Великой Отечественной войны планы по производству бронетанковой техники в Советском Союзе были пересмотрены. Тяжёлые танки КВ-4 и КВ-5 отправились на полку, хотя по ним, впрочем, работы по факту шли ещё вплоть до августа 1941 года. Поменялись и планы относительно КВ-3 – теперь его производство предполагалось осваивать не в Ленинграде, а в Челябинске.

Но больше всего не повезло уж находившемуся в серийном производстве разведывательному танку-амфибии Т-40. Согласно постановлению СНК СССР от 25 июня 1941 года, заводу №37 НКСМ им. Орджоникидзе (г. Москва) предписывалось к 1 августа 1941 года прекратить производство полубронированных артиллерийских тягачей Т-20 “Комсомолец” и разведывательных танков-амфибий Т-40. Вместо них в течение двух месяцев предполагалось наладить выпуск танков Т-50, в качестве поставщика корпусов и башен планировалось задействовать Подольский завод им. Орджоникидзе. Загрузить производством комплектующих для Т-50 планировалось до пяти десятков предприятий, расположенных в Москве и Московской области.

Руководство завода им. Орджоникидзе к этому постановлению отнеслось вполне серьёзно. Начались работы по подготовке к выполнению нового задания. Начались даже разговоры о том, что в дальнейшем танки-разведчики будут проектироваться уже на базе Т-135 (так иногда именовался Т-50 завода №174). Вместе с тем, довольно быстро выяснилось, что производственные мощности завода №37 слабо подходят для выпуска Т-50. Одно дело выпускать танки-разведчики и тягачи на автомобильных агрегатах, а совсем другое — танк массой около 14 тонн. Кроме того, и на заводе №174, головном предприятии по выпуску Т-50, с этим танком дело не клеилось.

До руководства завода №37 эта информация, безусловно, доходила, как и тревожные новости с фронта. В обстановке секретности КБ завода начало проектировать упрощённую версию Т-40. Июльским вечером в почтовый ящик у Никольских ворот Кремля было опущено письмо, подписанное Н. А. Астровым и военпредом завода №37 В. П. Окуневым. В письме, адресованном Сталину, была обоснована невозможность производства Т-50 заводом №37, взамен предлагалось наладить производство малого танка на базе Т-40, который планировалось выпускать в значительно больших объёмах. Кроме того, простаивание мощностей завода в течение августа-сентября 1941 года, в такой напряжённый для страны период времени, выглядело почти преступлением.

Той же ночью письмо попало к Сталину, который заинтересовался инициативным предложением Астрова и Окунева. Следующим утром на заводе появился заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев (он же занимал должность наркома среднего машиностроения), которому Сталин поручил курировать проект. Изучив обстановку на месте и выслушав инициаторов предложения, Малышев 14 июля написал письмо Молотову, в котором высказался в пользу создания нового танка. С предложением согласился и начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ) генерал-лейтенант Я. Н. Федоренко. Согласовав предложение с заместителем председателя СНК СССР Н. А. Вознесенским, Молотов дал добро на отмену выпуска Т-50 на заводе №37.

17 июля 1941 года Молотов подписал постановление ГКО №179сс «О Производстве лёгких танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша». До конца декабря 1941 года предусматривался выпуск 1600 таких танков, причём первые 150 штук ожидались уже в августе. То же постановление освобождало завод №37 от выпуска тягачей Т-20 «Комсомолец».

Спустя 3 дня вышло постановление ГКО №222сс «Об изготовлении 10 тысяч лёгких танков», согласно которому план выпуска Т-60 на заводе №37 увеличивался до 3500 штук. Одновременно к Подольскому заводу им. Орджоникидзе в качестве смежника по поставке корпусов добавлялся Коломенский Машиностроительный завод им. Куйбышева. Примерно в это же время КБ завода №37 стало разрабатывать упрощённый корпус Т-60, что в итоге и привело к созданию того Т-60, который мы знаем. В результате к концу июля сложилась щекотливая ситуация, когда одно КБ разработало сразу два танка, имевших индекс Т-60. Оба они базировались на агрегатах Т-40, имели одинаковый диаметр башенного погона, но при этом по корпусам и башням значительно отличались.

Понимая ненормальность сложившейся ситуации, ещё на стадии проектирования КБ завода №37 разделило танки по чертёжным шифрам. «Первый» Т-60 получил чертёжный индекс 030, а «упрощённый» — 060. Чтобы не делать двойную работу, те узлы, которые были одинаковы у 030 и 060, брали с 030. Кроме того, довольно большой объём деталей на новые машины перекочевал непосредственно с Т-40, имевшего чертёжный индекс 010 (0–10).

В конце концов, для устранения путаницы, Т-60 с шифром 030 переименовали в Т-30. Впервые такой индекс использовали в переписке в самом конце июля 1941 года. Официально же в документах ГАБТУ индекс Т-30 появился только 31 августа 1941 года, первым его получил танк №13766. Первые официальные Т-30 вперемешку с Т-40 (21 Т-40 и 11 Т-30) получила 8-я танковая бригада полковника Ротмистрова.

…но был задел

К концу июля облик Т-30 сформировался окончательно. Внешне это должен был быть танк, очень похожий на Т-40, но без водоходного оборудования и ниши для него. Толщина брони машины возрастала до 20 мм, при этом сама броня становилась гомогенной, а не цементированной. Количество буксирных крюков возрастало до двух, поскольку эксплуатация Т-40 выявила частые обрывы тросов при буксировке за центральный крюк. Ещё одним изменением должно было стать вооружение. Изначально оно оставляли на уровне Т-40, то есть в виде спаренной установки пулемётов ДШК и ДТ. Планы пришлось резко менять ввиду того что предприятия, задействованные в производстве ДШК (в частности, завод №507 НКВ в г. Лопасня, ныне г. Чехов), могли выпускать всего несколько сотен пулемётов в месяц.

23 июля 1941 года заместитель наркома обороны маршал Г. И. Кулик собрал срочное совещание, посвящённое вопросу вооружения танков Т-60. Ввиду сложившейся ситуации требовалось срочное решение по замене ДШК, и такая альтернатива быстро нашлась. Ею стала модифицированная 20-мм авиационная пушка ШВАК.

26 июля вышло постановление ГКО №289сс “О вооружении танка Т-60”, согласно которому Т-60 получал вооружение в виде 20-мм автоматической пушки ШВАК разработки ОКБ-15 (в сентябре она получила индекс ТНШ/ШВАК обр.1941 г.). К моменту выхода постановления танковой версии ШВАК ещё не существовало в металле: первый образец был установлен в танке Т-40 (серийный номер 11726) и прошёл огневые испытания в период с 7 по 10 августа 1941 года. Бронепробиваемость, по сравнению с ДШК, оказалась схожей, но повысилась дальность поражения целей со сквозным пробитием. К слову, этот танк с первой ТНШ всё ещё «жив» и находится в экспозиции парка «Патриот». На нём же испытывали и установку двух буксирных крюков.

Всё выше сказанное о создании новых танков было теорией, а практика оказалась совсем иной. Подольский завод им. Орджоникидзе имел определённый задел по корпусам и башням Т-40. На фоне того, что начало выпуска Т-60 затягивалось, как по конструктивным, так и по производственным причинам, поначалу завод просто перешёл на выпуск корпусов с башнями Т-40 из гомогенной брони. Собственно говоря, переход на гомогенную броню вместо цементированной обсуждался ещё 14 июля 1941 года, когда ещё ни о каком Т-30 и речи не было. При этом за счёт утолщения ряда деталей стойкость листов сохранялась на прежнем уровне.

Чтобы сохранить плавучесть, было решено убрать моторную перегородку и ряд деталей, не являющихся критически важными. Одним словом, танк с гомогенным корпусом сохранял функциональность Т-40, то есть оставался амфибией. В принципе, завод мог выпускать и корпуса Т-30, но возникла маленькая проблема – отсутствие листов толщиной 20 мм. Те же проблемы, к слову, были у заводов, которые обеспечивали корпусами Т-60 двух других производителей, ХТЗ и ГАЗ им. Молотова.

Не сложилось и с реализацией идеи о вооружении Т-30 пушками ТНШ. Несмотря на приказы, изготовление пушек, а также снарядов к ним затянулось. Речь шла уже не то что об обеспечении ТНШ танков завода №37, а хотя бы первых Т-60 в Харькове и Горьком. А вот с заводом №507, который выпускал ДШК, удалось достичь договорённости о том, что он 1 октября 1941 года поставит 300 пулемётов для танков завода №37. Всего же к 1 сентября 1941 года на заводе №37 имелось 289 пулемётов ДШК.

В результате ранние Т-30 от Т-40 внешне практически ничем не отличались. Формально, например, на Т-30, в отличие от Т-40, брезент являлся не возимым в боевых условиях имуществом, поскольку это было критично с точки зрения его уменьшившейся плавучести. Фактически же только по брезенту различить их между собой наверняка невозможно.

Впрочем, плавающими были не все Т-30 сентябрьского выпуска. Дело в том, что в конце августа Подольский завод поставил 25 корпусов без водоходного оборудования, при этом ниша для винта и рулей сохранилась. Одновременно завод «забыл» на этих корпусах и отверстие для наружного пускового механизма. Собранные с использованием этих корпусов танки с лёгкой руки сначала военных, составлявших в 50-е годы справочники, а затем с помощью историков, получили обозначение Т-40с. На деле такого индекса никогда не существовало. Эти танки формально носили в войсках обозначение Т-40, а по документам завода №37 шли как Т-30. Выпустили их в сентябре 1941 года, они попали, как минимум, в состав 1-й и 5-й (переименованной в 42-ю) танковых бригад. Основная же масса Т-30 оставалась амфибиями.

К виду, который определяло техническое задание, Т-30 стал приближаться только в начале октября 1941 года. К тому моменту начались поставки корпусов Коломенского Машиностроительного завода им. Куйбышева, который сразу стал строить изделия с утолщённой броней и без кормовой ниши. Спереди эти танки легко отличить по отсутствию волноотбойника, который из-за лишения танка возможности плавать стал не нужен. Кроме того, на лобовом листе вместо одного буксирного крюка стали ставить два, разнесённые к бортам. Крышки доступа к бензобакам на корме упростили, а кормовой буксирный крюк опустили вниз. Как и полагалось по техническому заданию, толщина брони танка выросла с 13 до 20 мм.

К окончательному своему виду Т-30 пришёл только под конец выпуска в Москве. Как раз к этому моменту в достаточных объёмах стали производиться 20-мм автоматические пушки ТНШ, а запас ДШК иссяк. Всего ТНШ были вооружены 63 Т-30 выпуска завода №37 в Москве. 16 октября началась эвакуация завода. Всего за сентябрь было выпущено 200 танков (из них 3 с трещинами, которые использовались как учебные), а за октябрь ещё 140.

Астров и Окунев оказались абсолютно правы, когда обратились со своей инициативой к Сталину. Т-30 попали на вооружение в 10 танковых бригад, последним их получателем стала 27-я бригада. По 10 танков попало в 151-ю и 152-ю мотострелковые бригады, ещё 21 шасси Т-30 пошло на изготовление систем залпового огня М-8.

В эвакуации

В ряде справочников указывается, что Т-30 было выпущено 335 штук. На деле эта цифра учитывает только танки, выпускавшиеся в Москве, причём в неё попадают и шасси, пошедшие на выпуск М-8. Между тем производство Т-30 отнюдь не прекратилось. Более того, они производились теперь силами сразу двух заводов, эвакуированных осенью 1941 года.

9 октября 1941 года было подписано постановление ГКО №752сс «Об эвакуации заводов: №37, КИМ, Подольского и танкового производства Коломенского завода». Согласно ему, заводы отправлялись в Ташкент. Впрочем, уже 19 октября 1941 года вышло постановление №811сс «Об эвакуации заводов №37, КИМ и Подольского», согласно которому эти заводы эвакуировались в Свердловск. Новой площадкой для развёртывания производства становился Свердловский вагоноремонтный завод. Одновременно в Свердловск эвакуировался Подольский завод им. Орджоникидзе. Основной поставщик корпусов и башен для завода №37 перевозился на территорию завода “Металлист”. На новом месте заводу предписывалось в ноябре выпустить первые 50 корпусов и башен, в декабре 200 комплектов, с 15 января довести выпуск до 12 штук в сутки, а к 20 января закончить монтаж оборудования.

На новом месте завод №37 должен был выпускать танки Т-60. На деле ситуация складывалась совсем иная. Дело в том, что в Свердловск заводчане привезли с собой задел из, ни много ни мало, 187 корпусов Т-40 и Т-60. Причём 45 корпусов Т-60 из этого количества на самом деле были не корпусами изделия 060, а корпусами Т-30.

Поскольку про водоходное оборудование можно было забыть, завод приступил к переделке корпусов. Одновременно начались работы по освоению корпусов Т-30 с бронёй 20 мм и без кормовой ниши. Имевшиеся в заделе корпуса без ниш и с утолщённой бронёй пошли на изготовление первых танков на новом месте. Всего же за декабрь удалось собрать 22 танка, из них было принято 20. Проблемы с поставкой ТНШ привели к тому, что первые пять танков вооружили пулемётами ДШК. Первые построенные в Свердловске танки прошли парадом по улицам города, и в виду чехарды с индексами считается, что это были Т-60. На деле же это были именно Т-30.

Выпускавшиеся в Свердловске танки немного отличались от тех, что делались в Москве. Самым существенным отличием стали спицованные опорные катки, выполненные методом литья. Их разработали ещё в августе 1941 года путём увеличения опорных катков «Комсомольца». Первые такие катки поставили на опытный 060, но на Т-30 московского выпуска внедрить не успели. Устанавливать на танки их начали уже на новом месте.

Стыки листов и сварные швы уральских Т-30 стали более грубыми. Кроме того, изменилась система нумерации танков. Свердловские танки ранних выпусков имели четырёхзначные серийные номера. Например, в парке «Патриот» стоит Т-30 с серийным номером 3025, этот танк был выпущен в начале января 1942 года. В отличие от московских машин, часть из которых имела радиостанции, все свердловские Т-30 выпускались без них.

Всего с декабря 1941 по февраль 1942 года в Свердловске построили 200 Т-30. Из этого числа 101 машина, согласно требованиям ГАБТУ об усилении брони, получила экранировку лобовых листов корпуса. Кстати, именно эти машины оказались последними Т-30, ходившими в бой. Подобные танки получил 90-й танковый полк, сражавшийся в Карелии летом 1944 года против финнов. С финской стороны сохранились кадры хроники, запечатлевшие подбитые и сгоревшие советские танки, датированы они началом августа 1944 года.

Вторым заводом, выпускавшим Т-30, стал Коломенский Машиностроительный завод им. Куйбышева. В октябре 1941 года, согласно постановлению ГКО №752сс, началась его частичная эвакуация. В качестве новой базы выступал Кировский машиностроительный завод НКСП им. 1-го Мая (г. Киров). Весь ноябрь и декабрь ушли на организацию производства на новом месте. Новое предприятие получило обозначение «Завод №38 им. Куйбышева», его первым директором стал Е. Э. Рубинчик, возглавлявший до войны Коломенский машиностроительный завод. Главным конструктором предприятия стал М. Н. Щукин.

Ещё до эвакуации под руководством Щукина была разработана новая литая башня. Данную башню, которая могла устанавливаться как на Т-30, так и на Т-60, разработали как более технологичную с точки зрения производства. Масса башни составила 311 кг (сварная весила 203 кг), толщина стенок составила 22–24 мм. Опытную башню испытали обстрелом, в ходе которого выяснилось, что она не пробивается из 12,7-мм пулемёта ДШК с расстояния 100 метров.

К 29 сентября завод изготовил 14 литых башен. Было дано распоряжение установить их на корпуса и передать заводу №37. Данное распоряжение подтверждалось служебной запиской от 7 октября, но что происходило дальше, неизвестно. В октябре завод №37 эвакуировался в Свердловск, про выпущенные на новом месте танки с литыми башнями информация отсутствует. С большой долей вероятности башни так и остались в Коломне, а оттуда отправились в Киров.

С декабря начались работы по организации выпуска на заводе №38 корпусов и башен, но промышленный потенциал завода позволял организовать на новом месте и полноценное производство готовых танков. Стоит отметить, что у завода №38 имелось в заделе несколько десятков корпусов и башен Т-30, выпущенных ещё в Коломне. Было принято решение об организации на заводе №38 производства танков Т-60, на январь месяц была задана программа на выпуск 200 машин.

Подготовка завода №38 к производству танков по ряду причин затянулась. По итогам в январе 1942 года вместо 200 танков удалось сдать лишь 4, причём это были не Т-60, а Т-30, собранные из задела по корпусам. С февраля основной продукцией завода стали танки 060, впрочем, имелись и изготовленные 030. Все произведённые танки обозначались заводом как Т-60, понять, к какому типу они относятся на самом деле, можно лишь по серийным номерам (Т-30 завода №38 имели серийные номера 2###).

Согласно отгрузкам за февраль, Т-30 было выпущено не менее десятка. Впоследствии Т-30 эпизодически встречаются в отгрузках, можно уверенно говорить примерно о 50 выпущенных в Кирове танков данного типа. Последний танк с серийным номером 2096 был отправлен с завода 12 октября 1942 года. По внешнему виду кировские Т-30 больше напоминали последние выпущенные в Москве танки. На заводе №38 довольно быстро освоили выпуск штампованных катков. Именно ими оснащён Т-30, который промелькнул на фотографии летом 1942 года.


Источники:

  • ЦАМО РФ
  • РГАСПИ
  • РГАКФД
  • Фоторахив автора
  • SA-Kuva

warspot.ru

Т-30 – советский малый танк периода начала 40-х годов прошлого столетия, который стал «сухопутной» модернизированной версией малого плавающего танка Т-40. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «30» – тип разработанного танка по порядку, хотя в данной ситуации, стоит отметить, парадокс, при котором более поздняя модификация получила меньшее числовое значение индекса. Так же стоит сказать и том, что малый танк Т-30 не стоит путать с советским тяжелым двухбашенным танком Т-30, который разрабатывался во второй половине 30-х годов прошлого века, но так и остался на бумаге, не дойдя в своем развитии даже до создания прототипа.

История и предпосылки создания.

К началу 40-х годов прошлого столетия стало ясно, что слабое вооружение и бронирование малого плавающего танка Т-40 не может соответствовать требованиям современного, в тот период, боя. Так же имелась необходимость в создании неплавающей («сухопутной») версии танка Т-40. Поэтому конструкторским бюро завода № 37 под началом Астрова Н.А. был разработан малый танк, который числился под проектным индексом «0-30», а впоследствии получил название «Т-30». Разработки документации малого танка Т-30 начались еще до войны, и работы над ними закончились уже июле 1941 года. После недолгих испытаний и государственных проверок танк был запущен в производство и выпускался серийно в период с августа по декабрь 1941 года. Выпуск производился на производственных площадях завода № 37, где Т-30 сменил своего предшественника – Т-40.

Компоновка.

Малый танк Т-30 имел компоновку, аналогичную своему предшественнику, поскольку был создан практически на его базе. Она была в целом характерной для всех советских малых танков того времени. Танк Т-30 состоял из пяти отделений.  При этом, трансмиссионное и отделение управления сопрягались и размещались в носовой части корпуса танка. В средней части корпуса с правой его стороны размещалось моторное отделение. Боевое отделение распространялось на левую среднюю часть корпуса и на башню. В кормовом отделении, которое было размещено в задней части корпуса, оставили лишь баки с топливом и радиатор жидкостного охлаждения двигателя.

Экипаж малого танка Т-30 состоял из двух человек: командира танка, который выполнял функции стрелка пулемета, а в позже – наводчика и заряжающего автоматической пушки, и механика-водителя. Командир находился в смещенной вправо от продольной оси башне и мог через приборы осуществлять наблюдение за местностью и вести огонь либо из пулеметов (в ранних выпущенных экземплярах танка), либо из автоматической пушки и спаренного пулемета (в танках более позднего периода выпуска). Место механика-водителя находилось в левой передней части корпуса.

Для посадки в танк и высадки из него командир и механик-водитель пользовались своими люками, которые размещались соответственно крыше башни танка и рубке корпуса. Для экстренной эвакуации из танка можно было также воспользоваться люком в днище корпуса.

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита малого танка Т-30 была разработана по дифференцированному противопульному принципу.  По сравнению со своими предшественниками, броня танка Т-30 была несколько усилена, но все же, как и ранее, могла защитить лишь от пуль винтовочных и пулеметных пуль средних калибров, а так же не слишком крупных осколков мин и снарядов.

Броневой корпус малого танка Т-30 собирался из листов броневой стали, которые монтировались на каркас корпуса и между собой с помощью сварки и болтовыми соединениями. В более поздний период для соединений броневых листов стали использовать исключительно сварку. При сборке корпуса использовали катаные броневые листы из стали толщиной в 15 миллиметров, из которых формировались лоб, борта и корма. Днище и крыша корпуса формировались из броневых листов толщиной по 5 миллиметров каждый.  Лобовой броневой лист корпуса имел наклон к вертикали в 10 градусов.

Башня малого танка Т-30 имела коническую форму и собиралась путем круговой гибки цельного броневого листа и его сварки в месте стыка. Конструктивно получался наклон листа под углом в 25 градусов к вертикальной нормали при его толщине в 15 миллиметров. Крыша башни формировалась и катаного броневого листа толщиной в 5 миллиметров. В передней части башни выполнялась ниша для установки маски пулеметов (пушки и пулемета), со средним ее бронированием в 10 миллиметров.

Вооружение.

На ранних этапах производства была выпущена небольшая партия танков Т-30, у которых в качестве основного вооружения использовался крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемёт ДШК, который спаривался с 7,62-миллиметровым пулеметом ДТ.

Для усиления огневой мощи танка было принято решение установить на нем автоматическую скорострельную пушку, что и было реализовано в танках, выпущенных с сентября 1941 года. Вместо крупнокалиберного 12,7-миллиметрового пулемёта ДШК начали устанавливать автоматическую 20-миллиметровую пушку ТНШ, которая имела ленточное питание. Автоматическая пушка ТНШ была разработана в содружестве ОКБ-15 и ОКБ-16 на основе турельной и крыльевой модификации авиационной пушки ШВАК-20. Ствол пушки имел длину в 82,4 калибра.  Боекомплект автоматической пушки состоял из 750 выстрелов и собирались в ленты, которые укладывались в кольцевой короб башни танка.

В качестве спаренного к пушке, как и в танках-предшественниках, использовался 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ. Относительно продольной оси башни автоматическая пушка была при установке смещена в правую сторону, а пулемет ДТ – в левую.  Боекомплект пулемёта ДТ состоял из 1512 патронов, которые укладывались в 24 диска.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Как и у танка-предшественника, в качестве силовой установки малого танка Т-30 использовался четырехтактный рядный карбюраторный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 с жидкостным охлаждением, который развивал мощность в 85 лошадиных сил, что позволяло танку Т-30, лишенного агрегатов и узлов для плавания, развивать максимальную скорость по шоссе в 50 километров в час. Топлива для двигателя танка Т-30 служил бензин с октановым числом 76, который заливался в три топливных бака суммарным объемом в 206 литров. Баки были размещены в кормовом отделении корпуса и были изолированы от боевого отделения перегородкой.

Механическая трансмиссия малого танка Т-30 состояла из:

Однодискового главного фрикциона, работавшего по принципу сухого трения «стали по феродо»;

четырёхступенчатой коробки передач с демультипликатором (с четырьмя передачами вперед и одной – назад);

карданного вала;

конической передачи;

двух многодисковых бортовых фрикционов, которые работали по принципу сухого трения «сталь по стали» и тормозов ленточного типа с накладками из феродо;

двух простых однорядных бортовых редукторов.

В ходовой части малого танка Т-30 использовалась индивидуальная торсионная подвеска. Применительно по каждому из двух бортов в ее состав входили четыре односкатных опорных малых катка диаметром в 550 миллиметров с резиновыми накладками и бандажами, три поддерживающих односкатных катка с наружной амортизацией, ленивец и переднее ведущее колесо.  Ведущие колёса имели переднее расположение и при помощи зубчатых венцов цевочно зацеплялись с гусеницей. Ленивцы располагались сзади и оснащались механизмами для натяжения гусениц. В ряде случаев опорные катки изготавливались либо спицованными литыми, либо штампованными сплошными.

Гусеница танка Т-30 была мелкозвенчатой и собиралась из двухгребневых траков, имевших ширину в 260 миллиметров.

Боевое применение.

Малый танк Т-30 пришел в частя РККА в самый разгар боев Великой Отечественной войны, когда уже у бойцов и командиров появился некоторый опыт использования малый и легких танков. Поэтому катастрофических по числу потерь танки Т-30 не имели. Они с успехом использовались в боевых действиях под Москвой и Ленинградом при проведении разведок и поддержки пехоты в наступлении и обороне в труднопроходимой местности, где более тяжелые танки использовать было невозможно. Использовались данные танки и в качестве тягачей артиллерии и транспортных средств при доставке пехотного десанта. Некоторые экземпляры танков Т-30 прослужили в частях РККА вплоть до 1944 года, когда были постепенно вытеснены более новыми моделями легких танков.

tanki-v-boju.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.